Цианотипия.

Серия "Лучшие эксперименты"

Сложность
Опасность
Время: 120 минут
Большие наборы

Информация

Список необходимых веществ и оборудования:

  • Железоаммонийные квасцы
  • Лимонная кислота
  • Аммоний углекислый
  • Калий гексацианоферрат (III) (красная кровяная соль)
  • Карбонат натрия
  • перчатки
  • ватный тампон
  • прозрачная пленка для печати на лазерном или струйном принтере (на ней надо заранее отпечатать черно-белый негатив будущего фото)
  • кусок прозрачного стекла или оргстекла, чтобы прижимать негатив к бумаге

Способ бессеребряной негативной фотопечати был открыт в Сэром Джоном Гершелем (John Hershel) в 1842 году. Метод основан на явлении восстановления трехвалентного железа в некоторых соединениях до двухвалентного под действием света и их реакциии с красной кровяной солью, в результате которой образуется красящее соединение голубого цвета, известное под названием берлинская или прусская лазурь. Метод позволяет создавать фотографии, отпечатки засушенных растений и непрозрачных предметов, производить печать изображений на ткани и дереве.

Большие наборы
Большие наборы

Цианотипия - это бессеребрянный метод фотопечати. В основном - это печать с негативной пленки или фотопластины. Получающиеся отпечатки имеют синий цвет, который, впрочем, после определнной обработки можно изменить в достаточно широком диапазоне от синего до шоколадно-коричневого, черного и даже желтоватого. Сегодня цианотипия интересна скорее как хобби для фотографов или фотохудожников, которые хотят придать иное, чем в традиционном фото, худодожественное звучание своим работам. Засвеченный цианотип проявляется простым промыванием в проточной воде с последующей обработкой тоннером, ослабителем или усилителями синего цвета в разных последовательностях и комбинациях.
В процессе печати и обработки фотографий участвуют три вида реактивов:


  • рабочие вещества : цитрат железа(III)аммония (могут использоваться другие соли трехвалентного железа), гексацианоферрат калия (III)
  • ослабители (слабые растворы) : отбеливатель для стиральных машин на основе карбоната натрия, отбеливатель на основе тетрабората натрия, аммоний.
  • усилители (усиливают синий цвет отпечатка):Аптечный раствор перекиси водорода, лимонный сок, уксус, лимонная кислота.
  • Тонеры (меняют цвет цианотипа):Чай оолонг, вино, дубильгая кислота, пирогалловая кислота.

Основные рабочие вещества, которые участвуют в реакции это: цитрат железа(III)аммония Fe(NH4)3(C6H5O7)2 и красная кровяная соль или гексацианоферрат калия (III) K₃[Fe(CN)₆]. В классическом рецепте Джона Гершеля для получения светочувствительной смеси участвовало два раствора именно этих веществ:


  • Раствор 1 - В 100 мл воды растворяют 20г лимоннокислого аммиачного железа
  • Раствор 2 - В 100мл воды тщательно растворяют 8г красной кровяной соли

После перемешивания равных количеств Растворов 1 и 2 получается светочувствительная смесь, которая может наноситься на бумагу, ткань или дерево.
В нашем случае мы использовали несколько иную комбинацию веществ, что не изменяет сути процесса. Лимоннокислое аммиачное железо достаточно дорого, но его можно получить в реакции более дешевых и доступных железоаммонийных квасцов NH4Fe(SO4)2, карбоната аммония (NH4)2CO3 и лимонной кислоты C6H8O7, смешивая растворы в определенной пропорции, а именно, равные доли:


  • 1М раствора железоаммонийных квасцов 5 мл
  • 2М раствора лимонной кислоты 5 мл и
  • 1М раствора аммония углекислого 5 мл

В результате этой достаточно сложной реакции получается цитрат железа(III)аммония (картинку можно увеличить кликом):

Большие наборы

Цитрат железааммония обладает светочувствительностью. Под действием света фиолетового диапазона ион железа (III) в нем восстанавливается до двухвалентного железа. Для того, чтобы полученный раствор приобретал голубой цвет под действием света, его надо смешать с 5 мл одномолярного раствора красной кровяной соли. В этом случае в местах, попавших под облучение светом, образуется нерастворимая берлинская лазурь, в то время как в местах не попавших под действие света, данного превращения не происходит:


Большие наборы

Итак, приступим к изготовлению нашего цианотипа. Напомним, что для этого нам понадобятся : одномолярный раствор железоаммонийных квасцов, двухмолярный раствор лимонной кислоты, одномолярный раствор аммония углекислого и одномолярный раствор красной кровяной соли. В начале приготовим светочувствительную смесь, добавляя в сосуд для смешивания наши растворы строго в указанной последовательности:


  • 5 мл 1М раствора железоаммонийных квасцов
  • 5 мл 2М раствора лимонной кислоты
  • 5 мл 1М раствора аммония углекислого
  • 5 мл 1М раствора красной кровяной соли

Полученный раствор имеет зеленовато-желтоватый цвет. При помощи ватного тампона его надо нанести на лист акварельной бумаги. Акварельная бумага впитывает влагу гораздо лучше обычной, и это очень важно для качества будущего отпечатка. Обратите внимание, что у бумаги для акварели две стороны: ровная и более шероховатая - нам нужна ровная сторона:



Большие наборы

Если раствор при нанесении имеет голубоватый оттенок, то Вы что-то сделали не так. Да, наносить раствор надо в затемненном помещении. Вполне годится помещение, освещенное неяркой лампой накаливания (не лампой дневного света), под действием яркого дневного света раствор будет менять цвет, чего нам пока не требуется. Бумагу с нанесенным раствором надо слегка протереть сухим ватным тампоном, чтобы удалить подтеки, и дать ей просохнуть 15-20 минут, положив ее, скажем, в шкаф или в выдвижной ящик стола. Сам раствор надо также убрать в темное место.

Как указано в описании необходимых компонентов, у Вас должен быть готов негативный отпечаток любого фото на специальной пленке для печати на лазерном принтере, которую можно приобрести в магазине канцтоваров. Помещаем негатив на высохший лист со светочувствительным раствором :


Большие наборы

Прижимаем стеклом и экспонируем в течении часа под лампой накаливания мощностью 60W. Если Вы используете другой источник света, например: ультрафиолетовую лампу, лампу дневного света или яркий солнечный свет - Вам понадобится меньшее время экспозиции. Для последующей обработки снимка его лучше немного "пересветить".После засвечивания цианотип выглядит так:


Большие наборы

Цианотип надо промыть водой. Засвеченные участки будут темно-синими, а на незасвеченных участках вода смоет химикаты и мы увидим примерно следующее:


Большие наборы

После промывания в воде немного пересвеченный цианотип следует обработать в слабом растворе карбоната натрия. Для того, чтобы ослабить отпечаток растворяем одну чайную ложку карбоната натрия в 1 литре теплой воды. Хорошо размешиваем получившийся раствор и заливаем его в фотографическую ванночку. Погружаем отпечаток (предварительно промытый в чистой воде) полностью в раствор на время от двух до 30 секунд, затем быстро извлекаем отпечаток и наблюдаем , держа его в руках, за тем, как происходит изменение цвета. Очень важно наблюдать за эффектом именно держа отпечаток в руках, так как процесс достаточно быстрый и , если наблюдать за эффектом пока отпечаток в ванночке, то мы потеряем важные секунды, извлекая его наружу. Приготовьтесь, что первый опыт может быть неудачным. Обращаться с раствором мы учимся на практике и первый раз при отсутствии сноровки изображение может просто исчезнуть или стать слишком бледным. Как только достигнутый эффект показался нам достаточным, опускаем и промываем отпечаток в ванночку с чистой водой, либо быстро промываем в проточной воде из-под крана:


Большие наборы

Следующий этап - это тонирование. Дубильная кислота реагирует с берлинской лазурью, производя таннаты железа. Короткое время обработки дубильной кислотой дает снимку цвет морской волны, который при увеличении времени обработки переходит коричневые оттенки и даже в почти черный цвет. Однако, чай окрашивает и саму бумагу. Это делает тона более теплыми, что хорошо сочетается с более теплым тоном обработанной фотографии. Лучше всего для каждого отпечатка делать свою порцию черного чая. В этом случае результаты будут более предсказуемыми и наглядными. Последловательность действий: в литре воды завариваем 5 пакетиков чая и настаиваем около 5 ти минут. Используем такой черный чай, как ооллон (Oolong). Или же растворяем немного дубильной кислоты в литре воды. Помещаем отпечаток в раствор. Первым эффектом будет уменьшение интенсивности изображения с переходом оттенка в цвет морской волны. Дальнейшая обработка приведет к появлению черно-голубого оттенка и к окрашиванию бумаги в коричневый цвет. В данном процессе надо экспериментировать, поскольку финальные цвета зависят от длительности обработки и от сорта бумаги. Это определяет градацию окончательного цвета от бежевого до темно коричневого. Для того, чтобы наблюдать перемену цвета, снимок после тонирования сразу ослабляют, как описано выше. Циклы тонирования-ослабления можно повторять многократно. Вот что получилось у нас после первого цикла:


Большие наборы

Второй и третий циклы тонирования-ослабления смещают цвет в коричневую и даже шоколадную область:


Большие наборы

Если после этого обработать отпечаток в растворе лимонной кислоты, разведенной в количестве одна чайная ложка на литр воды, то тон смещается в желтую область:


Большие наборы

После каждого цикла полезно обабатывать отпечаток 3% раствором перекиси водорода, который акцентирует достигнутые эффекты.


Цианотипия позволяет печатать изображения на ткани и дереве, но это отдельная процедура со своими техническими особенностями.


Большие наборы

Процесс создания отпечатков можно начать просто экспонируя непрозрачные предметы, помещенные на лист, покрытый чувствительной смесью. Именно таким образом была создана первая книга с фотографиями. Книга содержала отпечатки водорослей и растений с их описаниями. Вот, что получилось у нас:



Большие наборы