Цианотипия.
Время: 120 минут
Информация
Список необходимых веществ и оборудования:
- Железоаммонийные квасцы
- Лимонная кислота
- Аммоний углекислый
- Калий гексацианоферрат (III) (красная кровяная соль)
- Карбонат натрия
- перчатки
- ватный тампон
- прозрачная пленка для печати на лазерном или струйном принтере (на ней надо заранее отпечатать черно-белый негатив будущего фото)
- кусок прозрачного стекла или оргстекла, чтобы прижимать негатив к бумаге
Цианотипия - это бессеребрянный метод фотопечати. В основном - это печать с негативной пленки или фотопластины. Получающиеся отпечатки имеют синий цвет, который, впрочем, после определнной обработки можно изменить в достаточно широком диапазоне от синего до шоколадно-коричневого, черного и даже желтоватого. Сегодня цианотипия интересна скорее как хобби для фотографов или фотохудожников, которые хотят придать иное, чем в традиционном фото, худодожественное звучание своим работам. Засвеченный цианотип проявляется простым промыванием в проточной воде с последующей обработкой тоннером, ослабителем или усилителями синего цвета в разных последовательностях и комбинациях. В процессе печати и обработки фотографий участвуют три вида реактивов:
- рабочие вещества : цитрат железа(III)аммония (могут использоваться другие соли трехвалентного железа), гексацианоферрат калия (III)
- ослабители (слабые растворы) : отбеливатель для стиральных машин на основе карбоната натрия, отбеливатель на основе тетрабората натрия, аммоний.
- усилители (усиливают синий цвет отпечатка):Аптечный раствор перекиси водорода, лимонный сок, уксус, лимонная кислота.
- Тонеры (меняют цвет цианотипа):Чай оолонг, вино, дубильгая кислота, пирогалловая кислота.
Основные рабочие вещества, которые участвуют в реакции это: цитрат железа(III)аммония Fe(NH4)3(C6H5O7)2 и красная кровяная соль или гексацианоферрат калия (III) K₃[Fe(CN)₆]. В классическом рецепте Джона Гершеля для получения светочувствительной смеси участвовало два раствора именно этих веществ:
- Раствор 1 - В 100 мл воды растворяют 20г лимоннокислого аммиачного железа
- Раствор 2 - В 100мл воды тщательно растворяют 8г красной кровяной соли
После перемешивания равных количеств Растворов 1 и 2 получается светочувствительная смесь, которая может наноситься на бумагу, ткань или дерево. В нашем случае мы использовали несколько иную комбинацию веществ, что не изменяет сути процесса. Лимоннокислое аммиачное железо достаточно дорого, но его можно получить в реакции более дешевых и доступных железоаммонийных квасцов NH4Fe(SO4)2, карбоната аммония (NH4)2CO3 и лимонной кислоты C6H8O7, смешивая растворы в определенной пропорции, а именно, равные доли:
- 1М раствора железоаммонийных квасцов 5 мл
- 2М раствора лимонной кислоты 5 мл и
- 1М раствора аммония углекислого 5 мл
В результате этой достаточно сложной реакции получается цитрат железа(III)аммония (картинку можно увеличить кликом):
Цитрат железааммония обладает светочувствительностью. Под действием света фиолетового диапазона ион железа (III) в нем восстанавливается до двухвалентного железа. Для того, чтобы полученный раствор приобретал голубой цвет под действием света, его надо смешать с 5 мл одномолярного раствора красной кровяной соли. В этом случае в местах, попавших под облучение светом, образуется нерастворимая берлинская лазурь, в то время как в местах не попавших под действие света, данного превращения не происходит:
Итак, приступим к изготовлению нашего цианотипа. Напомним, что для этого нам понадобятся : одномолярный раствор железоаммонийных квасцов, двухмолярный раствор лимонной кислоты, одномолярный раствор аммония углекислого и одномолярный раствор красной кровяной соли. В начале приготовим светочувствительную смесь, добавляя в сосуд для смешивания наши растворы строго в указанной последовательности:
- 5 мл 1М раствора железоаммонийных квасцов
- 5 мл 2М раствора лимонной кислоты
- 5 мл 1М раствора аммония углекислого
- 5 мл 1М раствора красной кровяной соли
Полученный раствор имеет зеленовато-желтоватый цвет. При помощи ватного тампона его надо нанести на лист акварельной бумаги. Акварельная бумага впитывает влагу гораздо лучше обычной, и это очень важно для качества будущего отпечатка. Обратите внимание, что у бумаги для акварели две стороны: ровная и более шероховатая - нам нужна ровная сторона:
Если раствор при нанесении имеет голубоватый оттенок, то Вы что-то сделали не так. Да, наносить раствор надо в затемненном помещении. Вполне годится помещение, освещенное неяркой лампой накаливания (не лампой дневного света), под действием яркого дневного света раствор будет менять цвет, чего нам пока не требуется. Бумагу с нанесенным раствором надо слегка протереть сухим ватным тампоном, чтобы удалить подтеки, и дать ей просохнуть 15-20 минут, положив ее, скажем, в шкаф или в выдвижной ящик стола. Сам раствор надо также убрать в темное место.
Как указано в описании необходимых компонентов, у Вас должен быть готов негативный отпечаток любого фото на специальной пленке для печати на лазерном принтере, которую можно приобрести в магазине канцтоваров. Помещаем негатив на высохший лист со светочувствительным раствором :
Прижимаем стеклом и экспонируем в течении часа под лампой накаливания мощностью 60W. Если Вы используете другой источник света, например: ультрафиолетовую лампу, лампу дневного света или яркий солнечный свет - Вам понадобится меньшее время экспозиции. Для последующей обработки снимка его лучше немного "пересветить".После засвечивания цианотип выглядит так:
Цианотип надо промыть водой. Засвеченные участки будут темно-синими, а на незасвеченных участках вода смоет химикаты и мы увидим примерно следующее:
После промывания в воде немного пересвеченный цианотип следует обработать в слабом растворе карбоната натрия. Для того, чтобы ослабить отпечаток растворяем одну чайную ложку карбоната натрия в 1 литре теплой воды. Хорошо размешиваем получившийся раствор и заливаем его в фотографическую ванночку. Погружаем отпечаток (предварительно промытый в чистой воде) полностью в раствор на время от двух до 30 секунд, затем быстро извлекаем отпечаток и наблюдаем , держа его в руках, за тем, как происходит изменение цвета. Очень важно наблюдать за эффектом именно держа отпечаток в руках, так как процесс достаточно быстрый и , если наблюдать за эффектом пока отпечаток в ванночке, то мы потеряем важные секунды, извлекая его наружу. Приготовьтесь, что первый опыт может быть неудачным. Обращаться с раствором мы учимся на практике и первый раз при отсутствии сноровки изображение может просто исчезнуть или стать слишком бледным. Как только достигнутый эффект показался нам достаточным, опускаем и промываем отпечаток в ванночку с чистой водой, либо быстро промываем в проточной воде из-под крана:
Следующий этап - это тонирование. Дубильная кислота реагирует с берлинской лазурью, производя таннаты железа. Короткое время обработки дубильной кислотой дает снимку цвет морской волны, который при увеличении времени обработки переходит коричневые оттенки и даже в почти черный цвет. Однако, чай окрашивает и саму бумагу. Это делает тона более теплыми, что хорошо сочетается с более теплым тоном обработанной фотографии. Лучше всего для каждого отпечатка делать свою порцию черного чая. В этом случае результаты будут более предсказуемыми и наглядными. Последловательность действий: в литре воды завариваем 5 пакетиков чая и настаиваем около 5 ти минут. Используем такой черный чай, как ооллон (Oolong). Или же растворяем немного дубильной кислоты в литре воды. Помещаем отпечаток в раствор. Первым эффектом будет уменьшение интенсивности изображения с переходом оттенка в цвет морской волны. Дальнейшая обработка приведет к появлению черно-голубого оттенка и к окрашиванию бумаги в коричневый цвет. В данном процессе надо экспериментировать, поскольку финальные цвета зависят от длительности обработки и от сорта бумаги. Это определяет градацию окончательного цвета от бежевого до темно коричневого. Для того, чтобы наблюдать перемену цвета, снимок после тонирования сразу ослабляют, как описано выше. Циклы тонирования-ослабления можно повторять многократно. Вот что получилось у нас после первого цикла:
Второй и третий циклы тонирования-ослабления смещают цвет в коричневую и даже шоколадную область:
Если после этого обработать отпечаток в растворе лимонной кислоты, разведенной в количестве одна чайная ложка на литр воды, то тон смещается в желтую область:
После каждого цикла полезно обабатывать отпечаток 3% раствором перекиси водорода, который акцентирует достигнутые эффекты.
Цианотипия позволяет печатать изображения на ткани и дереве, но это отдельная процедура со своими техническими особенностями.
Процесс создания отпечатков можно начать просто экспонируя непрозрачные предметы, помещенные на лист, покрытый чувствительной смесью. Именно таким образом была создана первая книга с фотографиями. Книга содержала отпечатки водорослей и растений с их описаниями. Вот, что получилось у нас: